|
МЕТА - МОДЕЛЬ ЯЗЫКА
Подробно о Мета - модели можно прочитать в книге патриархов НЛП - Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера "Структура Магии". Здесь мы приводим только краткое описание основных ее паттернов. Используя эти паттерны в личном и деловом общении с людьми, Вы сможете проводить качественный и профессиональный сбор информации, а это значит:
- Собирать качественную информацию о происходящем в сознании партнера и в реальности;
- Выяснять значения слов и "карты опыта" партнера;
- Обнаруживать существующие ограничения в опыте;
- Обнаруживать новые возможности для развития.
Определение |
Утверждения партнёра |
Ваша реакция |
ИСКЛЮЧЕНИЕ (опущение)
быстрее, лучше, более важный и т.д. |
Я не понимаю.
Я боюсь.
Я был расстроен.
Он лучший.
Это задание важное.
Он более интересный.
Никогда не видел человека смешнее.
Этот стул надежнее.
|
Не понимаете что?
Чего Вы боитесь?
Расстроен кем?
Чем?
Он лучший в чем?
Чем кто?
Чем именно оно важное?
По сравнению с кем? с чем?
По сравнению с кем Вы не видели человека смешнее?
Этот стул надежнее по сравнению с чем? |
ОБОБЩЕНИЕ
(генерализация)
отсутствие указаний на объект действия |
Меня никто не любит.
Они упрямы.
Я ничего не успею.
Они вызывают чувства.
Я люблю собак.
Это трудно. |
Кто именно?
Кто именно?
Что именно Вы не успеете?
Какие именно?
Каких именно?
Что именно в этом трудно для Вас? |
НЕКОНКРЕТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
оставляющие нас в неопределенности по поводу описываемого события. |
Он пренебрегает мной.
Он обижает меня.
Они меня игнорируют.
Отец вызывает у меня страх. |
Как именно?
Как конкретно ...?
Как именно они Вас игнорируют?
Каким образом ...? |
НОМИНАЛИЗАЦИЯ
слова, которые превращаются из процессуальных слов (глаголов) в события (существительные).
Тестовый вопрос: "Смогу ли я положить это в тачку? |
Я не получаю никакого признания.
Мне нужна помощь.
Я жду поддержки.
Я надеюсь. |
А как бы Вы хотели, чтобы Вас признавали?
А как бы Вы хотели, чтобы Вам помогли?
А как бы Вы хотели, чтобы Вас поддерживали?
На что Вы надеетесь? |
ОГРАНИЧЕНИЕ МОДЕЛИ ГОВОРЯЩЕГО
ОБОБЩЕНИЕ (универсальные квантификаторы)
Все, всегда, каждый, никогда, никто и т. д. |
Я всегда права
Я ничего не умею.
|
Вы абсолютно, всегда, во всем правы?
Вы совсем ничего не умеете? |
МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ
Должен, не могу, следует, обязательно, и т.п. Симптомы отсутствия выбора |
Я не могу этого сделать.
Я должен заботиться о других.
Я не могу этого сделать.
Вы обязаны сделать это.
Мы должны закончить это ко вторнику. |
Что Вам мешает?
Что случится, если Вы не будете заботиться о других?
Что Вас останавливает?
Иначе произойдет что?
Что будет, если Вы не закончите ко вторнику? |
СЕМАНТИЧЕСКИ ОШИБОЧНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ
ПРИЧИНА - СЛЕДСТВИЕ
Человек предполагает, что действия окружающих могут заставить его действовать определённым образом. |
Она вызывает во мне чувство подавленности.
Твоё поведение нарушает мои планы.
Ты сердишь меня.
Я огорчён, потому что ты пришла поздно. |
Каким образом Х вызывает У?
Как?
Каким образом моё поведение нарушает твои планы?
Как?
Каким образом моё опоздание вызывает твоё огорчение? |
ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ
Один человек знает, что думает и чувствует другой. |
Она думает, что я глупый.
Уверен, что Вы знаете как я себя чувствую.
Я знаю, что я для него лучше. |
Как Вы узнали об этом?
Каким образом Вы это знаете?
Откуда Вы это знаете? |
ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА
|
Все думают, что я глупый.
Неправильно полагаться на благотворительность.
Так нельзя поступать. |
Кто именно?
Для кого неправильно?
Кому так нельзя поступать? |
Вернуться на НЛП
|